года,  15:59
Главная
Общие сведения
Фонды
Деятельность архива
Выставки
Выставочный зал федеральных государственных архивов
Обращения граждан
Доска объявлений
Противодействие коррупции
Контакты
Карта сайта

   Поиск по сайту:
  

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

«Щукин. Биография коллекции»

С 19 июня по 15 сентября в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «Щукин. Биография коллекции». В экспозиции представлено более 450 произведений: живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. В числе архивных материалов - фотографий, дневников, писем, газетных сообщений, аукционных каталогов - находятся документы из фондов Государственного архива РФ.



Выставка сформирована из произведений, находящихся в ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, а также Государственного музея Востока, Музеев Московского Кремля, Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века», Музея изобразительных искусств (Будапешт). В экспозицию входят знаковые произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров.

Беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка занимает практически все пространство музея. Проект представляет историю формирования коллекции Сергея Щукина через его личность, биографию семьи и культурно-исторический контекст, которые помогут воссоздать собрания братьев - Петра, Дмитрия и Ивана. 

Сергей Иванович Щукин (1854-1936) происходил из московской купеческой семьи. Собирательством живописи он увлекся лишь после сорока лет, в то время как его братья были одержимы коллекционированием с молодости. Дмитрий, Пётр и Иван были наделены особым чутьем и каждый из них, в той или иной степени, повлиял на характер коллекционирования Сергея. 

Первые залы выставки посвящены братьям Щукиным и образам их коллекций. Пётр Щукин собирал исторические реликвии, ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Его коллекция, ставшая важнейшей частью Государственного исторического музея, была эклектична и настолько разнопланова, что нередко вызывала скептическое отношение современников. Но вместе с тем, Пётр одновременно с Сергеем открыл для себя новую французскую живопись. Дмитрий Щукин - вдумчивый, просвещенный коллекционер и тонкий знаток истории искусств - собирал произведения старых мастеров, отдавая особое предпочтение голландским живописцам XVII века. Залы искусства Голландии в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в значительной степени, сформированы из произведений, принадлежавших Дмитрию. Самый младший из братьев, Иван Щукин был человеком разносторонних дарований, знатоком Парижа и парижской жизни, его художественно-литературный кружок «Щукинские вторники» посещали яркие представители богемы. Именно младший брат ввел Сергея в художественную среду и привлек его внимание к современному французскому искусству.

Первые произведения импрессионистов, приобретенные в 1898 году, положили начало собранию, с которым Сергей Щукин вошел в историю как коллекционер радикальной живописи, собравший произведения, без которых уже невозможно представить историю искусства ХХ века. Такие качества, как интуиция, способность к риску, готовность приобретать работы художников, не имеющих стабильного признания и еще не завоевавших мир, позволили Щукину стать заметным на фоне западных собирателей рубежа XIX и ХХ веков. Он самостоятельно принимал решения, воспитывал в себе коллекционера, приобретал не те произведения, которые должны были нравиться, а те, что его будоражили и задевали, осваивал искусство новых художников. Каждое его новое увлечение - довольно резкий маневр.

В коллекционировании Щукин шел против общепринятых вкусов. Начав с приобретения довольно традиционных пейзажей, менее чем за 20 лет Сергей Щукин сформировал одно из лучших в мире собраний новой французской живописи. Характер этой коллекции определяют революционные произведения, поворотные для русского художественного процесса и для мирового искусства ХХ века в целом.

Каждому большому увлечению коллекционера посвящен отдельный зал. «Клод Моне и импрессионисты», «Поль Гоген», «Анри Матисс», «Пабло Пикассо», «Анри Руссо», « Андре Дерен».

Кульминационной точкой в развитии собрания является масштабное декоративное панно «Танец» Анри Матисса, выполненное по заказу Сергея Щукина. Щукин сделал «Танец» Матисса символом своей коллекции, предвидя значимость одного из ярчайших произведений ХХ столетия. Панно представлено отдельно в самом большом пространстве Пушкинского музея - в Белом зале, как главный акцент в истории развития коллекции Сергея Щукина и его собирательского мировоззрения.



С 1909 года С.И. Щукин открыл свой особняк для посещения всех желающих. После революции он, вынужденный эмигрировать, жил в Париже. В конце 1920-х годов, когда некоторые из русских эмигрантов начали судебные процессы о собственности на предметы искусства, оставшиеся в России, прошёл слух, что и Щукин будет по суду требовать свою коллекцию. По свидетельству одного из современников, Щукин в разговоре с ним опроверг это утверждение, сказав: «...я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

Экспонаты и документы выставки выдающейся коллекции помогут зрителям проследить сходство и различие собирательских стратегий на рынке современного искусства в начале XX и XXI веков.

     
 

© Государственный архив Российской Федерации