«Окна сатиры РОСТА»
22 октября 2019 г.
в Музее Победы открылся масштабный межмузейный выставочный проект «Окна
сатиры». В создании экспозиции приняли участие Музей Победы, Государственный
архив Российской Федерации, Российское военно-историческое общество,
Государственный музей В.В. Маяковского, Центральный музей Вооруженных Сил
Российской Федерации, Информационное агентство России ТАСС.
Новая экспозиция
посвящена 100-летию создания плакатов «Окна сатиры РОСТА» («Окна РОСТА»). В апреле 1919 года постановлением Президиума
ВЦИК руководителем российского телеграфного агентства РОСТА был назначен Платон
Михайлович Керженцев (литературный псевдоним Лебедев)- революционер, заместитель редактора «Известий»,
талантливый журналист, переводчик. При нём начинает выходить газета
«Агит-РОСТА». Керженцев создал до сотни местных отделений «Окон сатиры РОСТА». Он знал и понимал роль сатиры и как ее ценили вожди
пролетариата В.И. Ленин, Ф. Энгельс и К. Маркс.
«Окна
РОСТА» также считают детищем В.В. Маяковского, но они появились именно в
определенных исторических условиях во время жестокой борьбы за новую жизнь и под
влиянием Октябрьской революции и стали составной частью ленинского плана
создания печати нового типа и дальнейшего совершенствования агитационной
работы. Перед этим начали создаваться агитационные пароходы и поезда,
зарождаться выпуски печатных стенных газет, которые расклеивались на улицах,
вокзалах, в клубах и т.д. Они и сыграли важнейшую роль пропаганды и агитации. В
губернских и уездных городах «Стенные газеты РОСТА» уже к 1920 году составили
почти половину периодических изданий, выходящих в Советской России. Благодаря
этому РОСТА превратился в агитационный центр республики, только в этих условиях
могла появиться и появилась сатира РОСТА - «Окна РОСТА».
Первое «Окно сатиры
РОСТА» не сохранилось, однако известно, что оно было посвящено наступлению на
Москву войск главнокомандующего Вооруженными силами Юга России Антона Деникина
и поражению коммунистов в Венгрии. Оно содержало карикатуры, сатирические стихи
и фельетоны. Плакат был подготовлен художником Михаилом Черемных и поэтом Николаем Ивановым-Граменом. В конце
сентября 1919 года он был размещен в витрине бывшего магазина «Фабрично-торгового
товарищества А.И. Абрикосова и сыновей» на углу Тверской улицы и Чернышёвского
переулка. В создании второго плаката уже
принимал участие Владимир Маяковский.
Изначально "Окна
РОСТА" рисовались в одном экземпляре и выходили с еженедельными
интервалами, однако впоследствии периодичность их выпуска была увеличена.
В октябре 1919
года основными авторами, работавшими над «Окнами сатиры», были Михаил
Черемных, поэт Владимир Маяковский и художник Иван Малютин Участие в выпуске
плакатов также принимали художники Антон Лавинский, Дмитрий Моор, Василий
Хвостенко и другие. К декабрю 1919 года в Москве имелось девять витрин с
постоянно обновлявшимися «Окнами РОСТА» - в зданиях на Кузнецком мосту,
Сретенке и других.
В начале 1920 года
был разработан способ тиражирования «Окон сатиры» при помощи картонных трафаретов,
благодаря чему за два-три дня удавалось подготовить до 300 экземпляров. Как правило, плакаты размещались в окнах пустующих
магазинов, отсюда и их название - «Окна РОСТА». Первые копии
незамедлительно выставлялись в витринах, а также на вокзальных агитпунктах и
других оживленных местах. «Окна РОСТА» были значительно оперативнее
еженедельных общественно-политических журналов, а также дополняли материалы
ежедневных газет. Весной того же года около 300 экземпляров московских плакатов
начали рассылать в 47 местных отделений Российского телеграфного агентства. К
началу 1921 года «Окна сатиры» выходили в более чем 50 городах.
«Окна РОСТА» не
только решали задачи оперативной политической агитации в поддержку власти
партии большевиков, но также сообщали о событиях в стране и мире, утверждали
необходимость восстановления народного хозяйства и борьбы с голодом,
распространения всеобщей грамотности и новой социалистической культуры. Сама история сжато и просто выставлялась на
обозрение, помогала четко доносить идеи партии до простого народа. «Окна» стали
документом первой социалистической революции. В. Маяковский писал: «Диапазон
тем огромен. Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с
Врангелем и с тифозной вошью...». Это была немедленная реакция на все события
Гражданской войны и восстановление разрушенного хозяйства молодой Советской
страны. Персонажи плакатов всем были известны и понятны: крестьянин,
красноармеец, рабочий, кулак, капиталист...
Маяковский
вспоминал о том, как пять художников делали ежемесячно 50 тыс. экземпляров
сатиры РОСТА, а по всей республике - сотни тысяч, которые проникали в самые
отдаленные места России и оказывали разъяснительное и агитационное влияние на
миллионы людей. А это, по словам поэта, «...телеграфные вести, моментально
переделанные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой». По «Окнам
РОСТА» можно проследить историю революции.
Графическое
оформление "Окон РОСТА" сочетало символику русского лубка и
новаторские методы художественного авангардизма. Отличительными чертами
плакатов были взаимодополняемость стихотворного текста и рисунков,
выразительность силуэтов, использование двух-трех цветов. Первоначально рисунки
содержали несколько многотемных «кадров», а тексты нередко имели частушечную
или раёшную (с парной рифмовкой) первооснову. Под влиянием Владимира
Маяковского постепенно был осуществлен переход к выпуску однотемных плакатов с
равновеликими словесно-изобразительными «кадрами-сценками». Текстовая
составляющая становилась более лаконичной. Это позволяло более эффективно
решать функционально-агитационные задачи «Окон РОСТА».
К традициям агитационного плаката времен Гражданской войны
художники вернулись с началом Великой Отечественной войны. Первый тираж «Окон
ТАСС» вышел 27 июня 1941 года. За несколько дней известные художники-карикатуристы
и поэты, в том числе и работавшие над «Окнами сатиры РОСТА», объединились и
образовали редакцию по созданию военно-оборонного плаката. Всего за время войны
было выпущено почти 1300 плакатов. Над ними в три смены трудились 125
художников и 83 поэта». На
выставке представлено более 30 плакатов периода Великой Отечественной войны.
Большинство экспонатов - это
подлинники из фондов Государственного архива РФ, который обладает уникальной
коллекцией агитационных плакатов, а также трех крупнейших музеев страны. Кроме
работ Владимира Маяковского - он был ведущим автором и художником «Окон сатиры
РОСТА», - зрители увидят плакаты Михаила Черемных, Казимира Малевича,
Кукрыниксов, Бориса Ефимова, Павла Соколова-Скаля, Владимира Лебедева и других
художников.
В музее на площади
400 квадратных метров разместится ретроспектива самых ярких образцов
агитационного искусства, - начиная от русского лубка, чьи традиции они
впитали, и завершая плакатами времен Великой Отечественной войны. На выставке
покажут более 200 экспонатов - это картины периода русско-японской и Первой
мировой войн, «Окна сатиры РОСТА» 1919-1921 годов и «Окна ТАСС» 1941-1945
годов.
Гости музея также
познакомятся с фотографиями и документами, рассказывающими о создании «агиток»
первой половины ХХ века, об
истории их создания при помощи фотографий, документов и инструментов для
создания плакатов. Впервые зрители
увидят уникальные экземпляры не только самих плакатов, созданных в Москве и
Петрограде, Саратове и Башкирии, но и трафареты, на основе которых вручную делались
первые образцы «Окон сатиры РОСТА» и «Окон ТАСС». В числе экспонатов -
инструменты, краски и кисти, принадлежавшие известным художникам, а также
личные вещи Владимира Маяковского и Лили Брик.
Экспозиция будет
работать до 12 декабря 2019 года.